Пикап — в узком смысле знакомство с целью соблазнения. Это известно, наверное, каждой девушке, но не любая из нас попадала под чары так называемого пикапера и, соответственно, не имеет представление об этой методике соблазнения, а, между прочим, очень зря, ведь есть чему полюбопытствовать!
История возникновения
Пикап, если уж давать определение, - совокупность методов, наблюдений, взглядов, развившихся на основе эмпирического подхода к соблазнению. Впервые термин был введён в русский язык Сергеем Огурцовым, создавшим в октябре 1995 года конференцию (форум) RU.PICKUP в некоммерческой компьютерной сети ФИДОнет, посвящённую обсуждению вопросов «знакомства с противоположным полом и развития отношений».
Изначально пикапу давалось следующее определение: комплекс мер и действий, предназначенный для эффективного привлечения объекта противоположного пола. Конференция быстро завоевала широкую популярность, стала доступна и из сети Интернет, а потому термин пикап в данном контексте стал понятен для очень многих, имеющих доступ к Сети.
Появление термина «пикап» имело следующие предпосылки:
- Впервые появилась идея о том, что соблазнение — это навык, развиваемый путём практики. Таким образом, мужчина, не имеющий успеха у женщин, благодаря ежедневному общению с ними и наблюдению за их реакциями на его поведение и определенные черты личности (внешний вид, жизненные достижения, содержание разговора, тембр голоса) и изменения этих параметров в случае отсутствия интереса способен получить успех у женщин. То есть возникла идея обучения соблазнению.
- Если раньше знания соблазнителей, таких как Джакомо Казанова, были плодом только их личного опыта, то с развитием интернета появилась возможность обмена опытом между большим количеством людей; возникло пикап-сообщество. Наблюдения каждого мужчины о том, что ведёт к успеху у женщин, становилось достоянием всего сообщества; различные точки зрения проверялись, обсуждались, информация постепенно систематизировалась. Таким образом соблазнение вышло на новый уровень. Появилась развитая и совершенствующаяся база знаний о конкретных качествах и чертах поведения, которые привлекают большинство женщин. Важно отметить, что эта база необходима в первую очередь делающим первые шаги, чтобы сориентировать их и объяснить ошибки, которые они совершали до этого. В остальном развитие пикапера — всё равно лишь его личный опыт.
Идеология
Идеологически в среде соблазнителей существует два направления. Это «спортсмены» (пикаперы в классическом понимании этого слова) и «соблазнители». Спортсмены ставят своей целью соблазнение возможно большего количества женщин, постоянное совершенствование своих коммуникативных навыков и использование психотехник. Соблазнители предпочитают постоянные отношения. Коммуникативные навыки, полученные на тренинге они используют в первую очередь для поиска постоянной девушки, а в дальнейшем — для поддержания комфортных отношений. Среди них менее распространено использование манипулятивных техник, основным инструментом для них становится влияние на окружающих через изменение себя.
Модель М3
Одно из базовых представлений в пикапе — определённая последовательность фаз в процессе соблазнения (структура). Изначально их выделялось пять: найти, познакомиться, привлечь, сблизиться, заняться сексом. Однако, модель была усовершенствована:
1. Привлечь.
2. Построить комфорт.
3. Сблизиться.
Отечественный пикап
Стоит отметить, что, появившись в некоммерческой сети FIDOnet, основанной на товарищеских принципах, пикап-движение изначально отличалось аналогичным «христианско-социалистическим» подходом. В «эхе» (конференции) традиционно была дружественная обстановка взаимной поддержки, вся информация предоставлялась всем желающим и бесплатно, все первые «тренинги» были бесплатны и доступны всем желающим, которые приходили в Парк Победы. Далее, в конференции обсуждались успехи и неудачи.
Со временем к этой сфере проявили свой интерес телевидение и газеты. Лидеры движения стали героями теле- и радио-передач. Именно тогда (1996—1998) термин «пикап» в контексте знакомства и соблазнения выходит из среды компьютерной и становится допустимым и принятым в СМИ, да и в обычной жизни.
В таком некоммерческом духе движение существовало до 1998—1999 года. С течением времени значение ФИДО падало, росла доступность Интернета,а лидеры «пикап-движения» — в силу возраста или женитьбы — теряли к пикапу интерес. К тому же, с коммерциализацией бороться стало невозможно и бессмысленно — пришло новое поколение пикаперов и лидеров. Соответственно, примерно в 2000 году движение раскололось на множество течений, которые несут в себе разные убеждения и стили жизни.
В настоящее время в СНГ существует множество разнообразных тренингов и школ, чьи методы обучения основаны как на западных, так и на собственных разработках. Также много разных тренинговых центров по всему СНГ и не только.
Критика пикапа
Тема пикапа достаточно часто бурно обсуждается на общественных форумах. В таких обсуждениях пикап в большинстве случаях характеризуется как негативное явление, чаще всего участниками используются следующие аргументы:
-
цель пикапа аморальна, так как его цель есть «чистое соблазнение без любви»;
-
в результате встречи с опытным пикапером, который в кратчайший срок добивается секса и исчезает, у его жертвы может возникнуть психологическая травма;
-
техника пикапа манипулятивна, то есть цели одного человека достигаются за счет пренебрежения целей, интересов и моральных норм другого человека;
-
теория пикапа ложная, этому нельзя научиться, это либо дано от природы, либо нет;
-
так как теория пикапа ложная, все пикаперские тренинги суть направлены на вымогание денег из доверчивых учеников и ничего более (этот пункт противоречит 2 и 3, которые предполагают, что цели пикаперов достигаются после тренинга).
Однако большинство участников таких обсуждений не являются профессионалами в области психологии или иных наук, имеющих отношение к явлению пикапа. Авторитетные источники, исследующие вопрос пикапа как с критической точки зрения, так и с целью обосновать его методики неизвестны.
По материалам: bt-lady.com.ua